Дорога на Талдуринский ледник.

Панорама Южно-Чуйского хребта

Дорога на ледник Большая Талдура - самый большой по площади на Южно-Чуйском хребте и вообще во всем Русском Алтае, как традиционно с 19-го столетия называется принадлежащая России часть этой горной страны. Над ним же возвышается и двуглавая гора Иикту - высочайшая вершина хребта, имеющая высоту 3936 м над уровнем моря. Дорога начинается у села Бельтир и идет вдоль реки Чаган-Узун (Талдура). Сразу оговорюсь: описание относится к середине сентября, когда на Алтае минимум уровня рек, возможно, что в другие периоды дорога не проходима для УАЗа. Начало пути совпадает с дорогой до оползня, дальше можно либо продолжать ехать тем же берегом реки до одного из многочисленных зимовий, где дорога переходит на левый берег по броду (дальше дороги по этому берегу нет - Фото 1), Дальше по левому берегу дороги нет либо перебраться через реку и двигаться по левому берегу сразу же. Перебродить на другой берег можно, брод, которым я пользовался, находится на пару километров выше оползня, но вообще бродов тут довольно много, не найдете тот, найдете другой. Вообще-то через Чаган-Узун вблизи Бельтира есть мост - я им не пользовался, но местные говорят, что он поддерживается в порядке, так что можете перебраться на тот берег и по нему, да и дорога по левому берегу лучше, чем по правому - на правом берегу выше оползня (по реке) находятся покосы, земля там сильно увлажнена, почти заболочена, а на левом дорога каменистая. Так или иначе, но через некоторое время двигаться левым берегом тоже станет нельзя - слишком близко подойдет склон ущелья. Здесь вам придется перебродить через крупный ручей, камни тут довольно большие, ручей течет по разреженному лиственничному лесу. Переезжайте его, и продолжайте двигаться вдоль реки. Река при этом будет течь где-то слева, не совсем рядом, а справа появится дорога на Карагем. (Фото 2) После переезда ручья, перед ответвлением на Карагем Далее, на возвышении справа у стенки ущелья стоят одно за другим два зимовья. Можно подняться на возвышенность и проехать мимо них, можно остаться в долине реки и продолжать двигаться по ней. Впереди долина будет перегорожена огромными, обработанными ледником и поросшими лесом каменными холмами (Фото 3). Они оставляют ощущение полной неприступности, и тем не менее, дорога прорывается мимо них, прижавшись к правой стенке ущелья и резко ныряя вниз мимо красивого скального останца. За ним дорога перебраживает через ручей. Камни в нем крупные - прежде чем лезть в воду, нужно их немного привести в порядок, а то придется буксовать на мостах. Затем дорога с зигзагом входит в лиственничник, делает по нему дугу и пересекает сухой ручей. Камни там очень крупные и, хотя я и подозреваю, что их рельеф не постоянен, навалены поперечными грядами, что делает это место неприятным для проезда.Каменные холмы Вскоре после этого дорога входит в реку и метров 200-300 идет по ней, река здесь распадается на рукава и приходится то ехать по ним, то выбираться на каменистые сухие участки. Затем наконец дорога выбирается на правый берег, в этом месте к ней слева примыкает спустившаяся с вышеописанных каменистых холмов другая дорожка, что она там делала - не знаю. Дальше вас ждет топкое место - болото. Вскоре после него ожидайте мостик. Это единственный мостик на всем пути, но когда я там был, он отдыхал - въезды и съезды были разобраны, может быть, специально в качестве профилактики от таких праздношатающихся, как мы. Пришлось перебраживать реку, но в этом месте она уже не разливается на отдельные рукава, и поэтому представляет из себя не слабое препятствие даже в сентябре. Крупные камни и ямы могут дать вам приют на много часов, а течение способно помочь вам его обрести. За мостом выше по течению - красивый прорыв реки через скалы. Нам еще пока не виден ледник, но он вот-вот уже покажется, зато слева над головой возвышается колоссальная горная стена, слегка изогнутая плавной дугой, она увенчана висячим ледником, который, к сожалению, смотрит на другую сторону хребта. Огибая склон, дорога ведет нас дальше - здесь нам придется уйти несколько вверх по склону - дальше дорога будет долго идти высоко над рекой. Увы, это не значит, что водные преграды оставят нас в покое - высокогорные болота будут рады принять нас к себе в гости, стоит только зазеваться. Первое топкое кочковатое место спрятано в местной депрессии на склоне горы - плату за проезд оно с нас не взяло, и мы смогли без проблем добраться до очередного зимовья, по-видимому, обозначенного на топокарте, как Кокярык. Не знаю, что значит слово ярык, но на Алтае оно всегда встречается в самых красивых местах. Где-то здесь из-за склона горы появится Южно-Чуйский хребет. Месяц над Иикту Дальше дорога сначала пойдет по каменистому склону, но вскоре встретится неприятное горное болото. Здесь стоит вылезти из машины и провести разведку. Плотный дерн здесь местами скрывает трясину. Очень хорошо наметить выбранную дорогу вешками. Мы пренебрегли этой мерой предосторожности, и просидели два часа в темноте и в грязи за увлекательным занятием. Вначале оно сводилось к попыткам пропихнуть домкрат под раму машине. Слава богу, что на УАЗе рама выпирает вперед, неся на себе буфер. Нам посчастливилось найти в сгущающихся сумерках в двадцати шагах от вынужденной стоянки набор Мюнхгаузена. Он состоял из полена диаметром около 15 см и длиной метра три (это - по нашей терминологии - слега, хотя если в процессе работы называть эту вещь хреновиной, дело тоже пойдет на лад), доски-пятидесятки длиной около двух метров, от которой топором мы отрубили кусок в полметра под домкрат и двух бревен, покороче чем слега. Вид с морены на Талдуринский ледник, Иикту где-то правее Пользуясь слегой как рычагом, а одним из бревен как точкой опоры, мы смогли приподнять нос машины на столько, что домкрат влез под раму, а под домкрат влезла доска, при этом буфер, под который пропихивали слегу, изогнулся вверх, придавая нашему завязшему в болоте проходимцу еще большее сходство со знаменитым бароном по части его лихо закрученных усов. Дальше домкрат стал... нет, не поднимать машину, а топить под собой в болоте все новые и новые кучи камней, насыпаемых нами под доску, служившую ему опорой в этом нетвердом мире. В конце концов, когда под домкрат ушло такое количество камней, что их бы хватило и на могильный холм для УАЗа, нехитрое устройство-индикатор, состоявшее из воткнутой в болотный дерн напротив зеркала заднего вида (в качестве стрелки) лопаты (в качестве шкалы) зафиксировало некоторые подвижки. Появилась возможность пихать сначала доску, потом бревно, потом и то и другое, потм ящик для инструментов, потом все сразу под передний мост, с тем, чтобы позволить домкрату снимать с себя нагрузку, и каждый раз становиться на несколько более высокую опору. Правда сначала всё, что мы пихали под передний мост успешно вдавливалось в бездонную пучину, но так или иначе, а борт машины постепенно вылез из грязи, показалась верхушка переднего колеса, потом его ступица, и наконец, машина приняла горизонтальное положение. Накидав под колесо и рядом все оставшиеся в округе камни, мы дружно отправились в УАЗик дрыхнуть, т.к. до этого спать на наклоненном полу УАЗа можно было бы только стоя. Наутро, устелив остаток болота сотнями килограмм камня мы двинулись дальше. Дальше мы проехали около 1.5 км и дорога спустилась в долину реки. По долине реки мы пошли к леднику пешим ходом, но если кому лень - до морены дорога все же есть, хотя она и петляет через реку, как морской заяц. (ну, заяц - потому, что петляет, а морской - потому, что через реку) По морене дороги нет.У подножия Большой Талдуры Километра два протопать пешком придется даже самым убежденным автотуристам. Но уверяю вас, оно того стоит. Напоследок порекомендую вести учет километража с самого начала дороги, с тем, чтобы, записав показания счетчика в самой дальней точке, высчитать, на каком километре обратного пути нам встретятся те или иные запоминающиеся ориентиры. Это поможет не сбиться с дороги на обратном пути.

На ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz