Дорога в Усть-Кан.

Усть-Канская степь

Километра через три после сворота на водопады, перед въездом в маленькое село слева в горе вы увидете огромную дыру - вход в Денисову пещеру. Проскочить не бойтесь - не заметить невозможно. Там проводятся раскопки - т.к. эта пещера в течение 300 тыс. лет, если мне не изменяет память :) была жилищем людей. Холмы Усть-Канской степи Если археологи будут любезны, может они даже вам и расскажут о ней подробно. В пещере за время ее существования скопилось столько мусора, что раскапывая его, поколения исследователей выкопали яму метра 4 глубиной, она накрыта помостом из досок. На ее стенках видны поочередно все слои (на память, штук 20), соответствующие различным периодам в истории пещеры. На дне ямы лежит пара больших камней, когда-то очень давно свалившихся с куполообразного потолка. Как я помню, от прежних жителей в раскопе нашли только пару зубов, что меня, как неспециалиста, несколько разочаровывает. За Черным Ануем (это село) в сторону Черги (это тоже село, но на чуйском тракте) отходит дорога, по слухам, рассчитанная на ГАЗ66. Самому проверить руки пока не дошли, но проехав по дороге Ябоган-БешОзек-Черга, все же думаю, что и дорога на Черный Ануй должна быть неплохой, рассчитанной на любой автотранспорт. За селом Келей, после невысокого и малозапомнившегося мне за два раза перевала Келейского, начинается Усть-Канская степь. Справа она заболочена, а слева к дороге подходит цепь живописнейших холмов, на которых можно сделать ночевку за селом Яконур, не доезжая до дороги Усть-Кан-Чуйский тракт.На Ябоганском перевале

Вид с них действует очень умиротворяюще. Дорога заканчивается Т-образным перекрестком. Направо пойдешь - будет Усть-Кан и дорога на Усть-Коксу. Увы, пока не ходил. Налево - километров девяносто до Чуйского тракта в районе Туекты - как раз между Семинским и Чике-Таманским перевалами. Места по дороге довольно живописные, особенно до и в районе Ябоганского перевала (1492 м). В последнее время на Ябоганском перевале - очень хорошая дорога - уложен новенький асфальт и даже организованы аварийные карманы - тупиковые ответвления на спуске - на тот случай, если у кого-нибудь откажут тормоза, в этих тупиках автомобиль сможет погасить скорость за счет подъема и песчаного буфера. Такие усовершенствования не сделаны даже на перевалах Чуйского тракта, и видел я их только в горах Средней Азии и Казахстана. Вообще, в последнее время дороги в Усть-Канском районе стали очень неплохими, особенно те, что ведут в сторону Чуйского тракта, по крайней мере при выъезде в Онгудайский или Шебалинский районы из Усть-Канского, сразу ощущаешь ухудшение дорожной поверхности.

Те, кто уже успел пресытится видами Чуйского тракта, могут воспользоваться дорогой Туекта-перевал Ябоганский-Ябоган-перевал Чакырский-БешОзек-перевал Кукуя-Черга для того, чтобы получить новые впечатления по дороге от Черги до Туэкты. Я проезжал этим путем в начале июля 2005 года в направлении с юга на север - от Туекты к Черге. Вскоре за Ябоганом направо идет хорошая асфальтированная трасса. Черный гриф Места здесь - характерные для Усть-Канской степи широкие зеленые долины, окруженные не очень высокими гладкими холмами-горами. Кое-где встречаются участки кедровых лесов, выше, на перевалах, господствует лиственница. Первый перевал по пути - Чакырский, протяженностью 5 км, невысокий симпатичный перевальчик. На этом перевале мне удалось увидеть редчайшую на Алтае и гнездящуюся не ближе, чем на юге Казахстана, в Тыве и горах Средней Азии птицу - черного грифа. Это одна из крупнейших на Земле летающих птиц имеет размах крыльев до трех метров и может достигать двеннадцати килограмм массы. Ее и большое количество курганников, орлов, коршунов и воронов привлекли останки изюбря, выброшенные прямо на краю дороги браконьерами. Никогда прежде я не видел в одном месте такого количества хищных птиц - казалось, не было дерева в округе, на котором не было бы видно силуэта какого-нибудь хищника.

Дальше дорога идет север, асфальт кончается, и вскоре начинается Шебалинский район. Дорога поразительно сильно загружена автотранспортом - явно очень популярна как у местных жителей (видимо, как кратчайший путь из Усть-Коксинского и Усть-Канского районов в Горно-Алтайск), так и среди туристов - частенько встречаются барнаульские, кемеровские, томские номера. На пути довольно часто встречаются населенные пункты - здешние долины явно благоприятны для жизни, не то, что почти безжиненная Курайская степь. Дорога все время идет вдоль Чергинского хребта - и обходит Семинский перевал чуйского тракта (Семинский хребет был пересечен ранее - через Ябоганский перевал). Невысокий Чергинский хребет так и не показывает путешественнику свои вершины, превышающие 2000м, дорога все время идет по долине реки Песчаной и вершины оказываются скрыты предгорьями. Известная сплавная река Песчаная здесь - неширокая приятная горная речка, в ней наверняка водится хариус. Дорога подходит к Т-образному перекрестку - на правом повороте к ней слева примыкает дорога с Черного Ануя. Вскоре начинается перевал Кукуя - без никаких серпантинов, но с довольно крутым подъемом, и, в особенности, как мне показалось, спуском. Дорога от Кукуя к Черге сейчас плохая - идет ремонт и полная переделка полотна дороги, делаются новые мосты через Чергушку, каменистые объезды весьма неровны и пыльны. Перекресток в районе перевала Кукуя. Долина реки Песчаная. На ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz