Эта страница несколько отличается от остальных страниц сайта, так как все события я описывал не по горячим следам, а по прошествии пяти лет, и это повлияло на стиль изложения, внеся, на мой взгляд, некоторую сумбурность в повествование. Для оживления текста, а так же придания повествованию наглядности, я использовал фотографии одной из участников поездки в Хакассию - Татьяны Колесниковой, так же использованы выдержки из аудиодневников другого участника путешествия - Олега Костерина. За что им обоим большое спасибо. В то время я, к сожалению, уделял столь мало внимания фотографии, что даже не взял с собой в дорогу фотоаппарат, и своих фото из Хакассии у меня нет. Итак...

В не далеком, но быстро удаляющемся 2000 году, еще ничего не зная об Алтае, мы решили прокатится по другому, не менее интересному краю, который расположен от нас не так далеко, чтобы его существование можно было игнорировать автотуристам Новосибирска. Короче, мы отправились в Хакассию. Проехав за 10 дней 3000 км мы смогли сказать, что неплохо знаем эти места и надолго сохраним о них самые приятные воспоминания. В Хакассию мы хотели попасть самым кратким путем, хотя и не знали о том, есть ли какая-либо возможность попасть туда не через Красноярск. За год до того мы ездили до Байкала и путь до Красноярска нам был хорошо известен, и было известно, что он займет у нас не более одного дня, но все же не хотелось накручивать лишние километры. Дорога на восток (М53) начинается для новосибирца в северо-восточной части города и ведет его мимо Болотного и Юрги на Кемерово, Мариинск, Красноярск. Сделав пару остановок в пути на то, чтобы перекусить и размяться - первую - свернув на Кемерово после Юрги, и вторую - далеко после Кемерово на речке Золотой Китат (кстати, места здесь очень живописные, еловые леса, отроги Кузнецкого Алатау), мы доехали до свертка на Тисуль. Спросив на АЗС у местных шоферов, не выведет ли нас эта дорожка в Хакассию, и получив утвердительный ответ, мы, оставив восточное направление, двинулись на юг. Дорога не баловала нас сильно интересными видами, разве после Тисуля, в районе Мочегов (по карте это - большое болото, а по факту - низменность) появились заросли цветущего лилейника. Не баловала дорога нас и своей мягкостью и ровностью - иначе говоря, была обычным советским большаком. За Томбаром появился небольшой хребтик и начали попадаться отдельные лиственницы. В одном месте, по-моему как раз-таки в деревне Тамбар при переезде через не заслуживающий большого доверия мост с нас взяли мзду в размере пяти рублей. Хотя наша техника и позволяла просто объехать незатейливое гидроинженерное сооружение по воде, вступать с местными в споры мы не стали. То ли такие то были времена, то ли население тех мест наделено какой-то особой коммерческой жилкой, но и при устройстве в тот день на ночлег на озере Белое, с нас тоже пытались выбить мзду. Будучи свободными автопутешественниками, мы предпочли послать местных коммерсантов, и уехали ночевать в лес, сразу за поворотом на Ужур от деревни Парная. О чем не жалеем и по сию пору, ибо рыбаков среди нас нет, а комаров вблизи озера кормить - удовольствие сомнительное. Утро же на другой день выдалось столь теплое, что до обеда мы пробродили по окрестным холмам, осматривая с них и лежащее в отдалении озеро, и оставленные позади вчерашним вечером промышленные городки Назарово (запомнившийся довольно крупным водохранилищем с дамбой, по которой шла наша дорога) и Шарыпово, с большими панельными девятиэтажками и церковью, в закатных лучах солнца так же показавшейся нам сделанной из бетонных панелей, что, как выяснилось на обратном пути, было все же обусловлено игрой света. С одного из холмов, поросших на вершине лиственницами и березами, я в бинокль увидел какой-то блеск на распаханном поле метрах в восьмистах. Для удовлетворения своего любопытства, решил дойти и посмотреть. Прогулка в четверть часа по пояс в луговых травах была не напрасной - среди паханного поля стояла обычная пластиковая бутылка, на которую была одета крупная лошадиная подкова, дополнительно выделяющаяся счастливым числом дырок для гвоздей. Посчитав это добрым предзнаменованием, мы с тех пор не расстаемся с ней в своих путешествиях, и она всегда лежит в ящике с инструментами.

В итоге за второй день путешествия мы продвинулись не сильно далеко и ночевали второй раз на самых границах Хакасской земли - на холмах вблизи большой деревни Копьево. Лиственница в районе ночевки вблизи Копьево. Всхолмленная местность с колками и отдельными лиственницами и выходами породы очень живописна - по крайней мере, в нашей области такие места редки. Вот выдержка из аудиодневника одного из участников поездки - Олега Костерина. "Переехали на дорогу на Новомарьясово оттуда взяли вправо (ВЛЕВО, Олег, влево!) и заехали на локальный хребет, более или менее пологое место, березняки с отдельными лиственницами, обширные луга часто очень в значительной степени злаковые, тоже встречается аспект зопника. К одному хребтику шли совершеннейшие поля эспарцета и в одних местах аспект его, а в других - белого копеечника. Бабочек не много, там где эспарцет попался один терсит, вообще в таких толпах эспарцета по нескольку терситов. В общем-то уже пол восьмого, типа вечер, летают аманды, поймал одну макулинею, поймал одного самца авроры, штук несколько субсолянусов, несколько ино и мелликт, больше ничего нет. Уже близко к сумеркам поймал какую-то похоже стеноптилию. Вечером кричал коростель, перепелка, очень далеко глухая кукушка." (Для справки: Перечисленные незнакомые слова - список ботанических и энтомологических названий встретившихся в месте ночевки видов.) Река Чулым (на одном из ее истоков, белом Июсе, мы побывали позже) сильно украшает местный пейзаж.

Дальше же на юг местность Хакассии быстро остепняется, зелени становится меньше, но холмы встречаются почти повсеместно, на вершинах многих из них есть выходы горных пород, а некоторые представляют собой так называемые куэсты - выходы плотной породы с наклонно расположеными слоями, чередующимися с более мягкой и более разрушенной породой. Все это выглядит очень живописно, и главные отличия от Алтая в Хакассии состоят в том, что основная часть края - это именно такие всхолмленные степи с небольшими абсолютными высотами и разбросанными в низинах мелкими, теплыми, округлой формы и часто солеными озерами, размеры которых бывают иногда значительны. Пожалуй, наиболее похожа на Хакассию часть Алтая между Бийском и Белокурихой, там, где протекает река Песчаная. Но по окраинам края можно найти совсем другие места. За десять дней мы посетили следующие из них - долину реки Белый Июс (пожалуй, на Алтае наиболее похожие ландшафты - в долине Черного Ануя), откуда направились на Сонский, Туманный и Сорск (здесь очень лесистые, слегка всхолмленные, местами болотистые места). Оттуда мы предприняли попытку пройти на запад - к истокам реки Томь и, следовательно, к Кузбасскому Алатау. Эти места - глухая горная тайга, местами оставляют довольно гнетущее впечатление, но там есть и более просторные участки, напоминающие долину Белого Июса. Затем мы направились в сторону Абакана - столицы Хакассии, но, не доезжая до него отправились в сторону перевала Западный Саян, которого и достигли вечером 6 июля 2000 года и ночевали там, там же провели и следующие полдня. Обратно вернулись через Абакан одним трехдневным (2 дня чистого времени) перегоном. Теперь, после общего описания маршрута, я опишу его этапы подробнее.

После проведения дня в районе Копьево мы отправились дальше, и на обед остановились в районе озера Шира. Нам там не очень понравилось - поселочек на озере, много туристов, есть второе озеро в отдалении - поехали туда, там оказался заказник - с отдыхом на озере вышел облом - вообще места с пологими низкими холмами, степью и широкими солеными озерами - общая картина какая-то нерадостная. Пообедав, сбежали оттуда, вернувшись немного назад до развилки и направились к долине Белого Июса. Вот об этом мы не пожалели - по дороге к Июсу места оказались живописнее - дорога идет через парковые лиственничники (это такие очень разреженные леса из одной только лиственницы, без каких-либо кустарников, но с богатым цветущим разнотравьем). Парковый лиственничник.Деревья очень красивые - крупные, корявые, в виде подсвечников. (Вот еще отрывок из аудиодневника, охватывающий весь третий день похода: Подъехали к Чулыму возле Копьево первого, там все вокруг заросло ирисом и Наташа даже видела один цветок. Стрекоз нет, но я поймал одну аутаное летавшую возле самой воды. Дальше поехали, и возле Ширы свернули по дороге на Коммунар, и вскоре попали в совершенно очаровательный парковый лиственичник, где и простояли несколько часов. Дальше на юг от дороги он сгущался и превращался в нормальную лиственничную как бы тайгу на ровном месте. А, ну вот я здесь на верху, в лиственничнике где аспектирует виция униюга, лятирус пратензис и цветет на самом деле уже довольно обильно скерда сибирская)." Вобщем, кто не понял, виция - это такое бобовое растение с цветочками, по русски горошек, а скерда - такое высокое растение с желтыми цветами. Вскоре на горизонте появляются горы и мы въезжаем в долину реки. Тут уже очень красиво - дорога перебирается через Июс (в районе Ефремкино) и идет левым берегом, на другом берегу - высокий известняковый хребет, частично поросший лесом. Белый Июс в районе Ефремкино. Справа - вторая стена ущелья. (Здесь вся долина - неширокое ущелье с дорогой вдоль реки, наподобие того, как в долине Черного Ануя на Алтае. В небольшом расширении ущелья поместилась деревенька Малая Сыя. Население живет за счет туристов - здесь можно взять на прокат оборудование для посещения многочисленных пещер или найти проводников. Эти места славятся своими пещерами, но даже и без спелеологии они стоят того, чтобы пару деньков тут постоять. Мы сделали так - приехав после обеда, проехали сразу до дер. Малая Сыя. Поглядели, полюбовались, узнали у прохожих, где находится ближайшая пещера. Нам сказали - вот тут на склоне ущелья, поросшего сосновым лесом, ходу до нее - минут 30 вверх, то есть почти на верху хребтика. Мы пошли поглядеть. Тропа крута, но вытоптана наславу, и вскоре мы добрались до огромной дыры в склоне горы (склон не крутой - поросший лесом, идти довольно легко, карабкаться не приходится, кругом сосновые корни). Поэтому дыра - не в какой-то боковой стенке, а прямо в земле. Деревья вокруг стоят, прямо у ямы - большая сосна. Диаметр дыры - метра 4, если топать ночью - не заметишь как полетишь, лететь, говорят, метров 40 - пещеру нам местные назвали - "Крест", рядом на том же склоне - еще одна - "ящик Пандоры", но мы уже к ней не пошли. Без веревок-фонарей-обвязки там делать нечего. Взамен залезли на самый верх хребта и помедитировали в лучах закатного солнца. Вид - красота! Так как уже вечерело, решили встать лагерем. Места для этого тут не много - мы вернулись по ущелью на машине до моста, переехали Июс, и подъехали к склону справа, там и встали. Пожалуй, для лагеря это - лучшее место. После нас заявились еще томичи на трех машинах - москвич, жигули и нива, но им пришлось выбирать место из того, что осталось. Ночь выдалась теплая и звездная, беседа как-то перешла от черных дыр к душевному распеванию церковных православных псалмов во все атеистическое горло. (Не знаю, что там подумали себе о нашей компании томичи, но вскоре они отвечали нам более типичными у нашего народа для времяпрепровождения на природе песнопениями в духе "шумел камыш"). А мы, соорудив импровизированный фонарь из фары, начали знакомится с местными ночными насекомыми.

А вот как описан этот день в аудиодневнике Олега: "Проехали к малой Сые, я поснимал виды Белого Июса со скалами и уже около семи вечера поднялись вверх к пещере Крест, подъем был довольно крутой по лесистому склону горы. Много чего цвело, но зато здесь больше всего володушки с узкими стеблеобъемлющими листьями, зеленоватыми цветками. Очень кусали комары. У подножия были какие-то разработки, там сфотографировал роскошный куст седум гибридум [очиток гибридный]. Вечером вернулись к Ефремкино, встали. Вечером кричала перепелка, козодой, кстати опять здесь слышны оба типа кукушек. А, еще о дороге на пещеру кто-то пел очень мелодично на полдороги тембром типа дрозда, а вечером здесь у Ефремкино с реки доносилось что-то вроде красношейки. Кстати в лесу на том берегу почему-то встречается много сосен, в районе пещеры сосна была только одна - у самого устья пещеры, которую кстати сфотографировал на выдержке одна пятнадцатая."

Поднявшись наутро мы пробродили полдня по окрестностям. Окрестности нашей стоянки включали в себя крупный грот, дыру в скале, через которую можно забраться на естественную смотровую площадку над рекой и тропу вдоль реки по склонам хребта, по которой мы несколько часов погуляли, получая большое удовольствие от летнего дня, зелени, цветов и многочисленных представителей чешуекрылых, за которыми отдельные члены нашего отряда сюда и явились. От картины охоты последних на предпоследних над резко срывающимися к реке обрывами захватывало дух. На вершине хребта в редком лесочке мы нашли крупную карстовую арку, смотрящую прямо на обрыв над рекой. Довольные и умиротворенные, продолжили мы свой путь по Хакассии.

Для продолжения пути оказалось необходимым вернутся к Шире, откуда мы повернули на поселок Сонский. Вид на поселок Сонский. Время свериться с картой. Это небольшая деревня, затерянная в середине Хакассии. Передаю слово Олегу: "Места очень странные: широкие долины, над ними треугольные горки, лесостепь, лес в основном лиственничный, причем достаточно молодой, а также береза, только береза и лиственница, никаких других деревьев. Луга ломятся от цветов, прежде всего обращает на себя внимание герань луговая, галиум верум, также заметно во всю цветущая сплошная синюха, огоньков при этом уже нет, колокольчик сборный, ну и все такое. В районе бывшего села Карыш, Шарков, Сонского стали попадаться довольно крутые и со скальными выходами южные склоны. Перед Сонским мы остановились один такой обследовать." От себя добавлю, что качество дороги неважнецкое - проселки, без покрытия. От Сонского пошли параллельно железке, и в одном месте пропустили сворот влево. А зря. Покрытая глубокими лужами (вода поднималась до подножек УАЗика и плескалась там) дорога вдоль ЖД, пробитая ремонтниками, привела нас в кочковатое болото, покрутившись по которому мы вынуждены были вернуться до развилки. В одном месте около скального выхода дорога сильно прижалась на повороте к полотну и как раз в этот момент из-за скалы выскочил маленький тепловоз, он просигналил нам, проезжая ближе к борту нашей машины, чем трамваи в городе, а вся картина напомнила мне кадры из старых вестернов. Дорога от развилки пошла в стороне от ЖД, через лес, по пути нам встретился местный на Москвиче, подтвердивший, что мы доедем по этой дорожке до Сорска. По пути к Сорску мы посетили поселок Туманный, в нем расположен местный курорт - среди тайги стоит огромное здание, больше всего изнутри и снаружи напоминающее большую гостинницу в большом городе, весь персонал ходил почему-то с радиотелефонами у уха, но позвонить в Новосибирск отсюда оказалось невозможно. От чего, чем и как здесь лечат, осталось тайной. Места для курорта здесь на мой взгляд, несколько неподходящие. Поехали дальше на Сорск. Городок связан с какой-то добывающей промышленностью, но в отличие от своих промышленных окрестностей оставил по себе очень приятное впечатление. Да, кстати, в Новосиб мы отсюда позвонили.

Вот что дальше говорит Олег: "Проехали через Сорск и Рябинский, Усть Бюр, стали подниматься по реке Уйбат, долина очень широкая, слева тянется самая настоящая тайга, огромные эти хвойные породы: ель, лиственница, под ними грушанка, костяника, и ничего не видно. Справа степные склоны с аспектами галиум верум и вероники инканы. ... Поднимались по Уйбату, лес сомкнулся с обоих сторон, очень неприятно я бы сказал, сплошной, довольно мелкий: береза, ива, и в них попадаются лиственницы и довольно мелкие ростом ели, с какого-то момента пихты и кедры. Проехали перевал через Абаканский хребет и остановились сразу за ним. Упало несколько капель дождя, это уже девять вечера мы остановились. Очень много летающих гетероцер, в частности две пальцекрылки, причем разных. Старые вырубки, все заросло, видны ели и кедры, вроде бы есть пихты, много березы, ивы, осины кстати так и не вижу, табельный кустарник в основном курильский чай, вижу жимолость без плодов, а нет – это спирея. Цветет здесь полемониум церулеум, видел цветущую лятирус гмелини, цирзиум гетерофиллюм, крепис сибирика, курильский чай, володушка, причем обычная ауреум, очень интересная мелкая герань, лютик, тысячелистник, клевер, хераклеум сибирикум, неожиданно в кустах обнаружилось огромное растение маральего корня с тремя отцветающими соцветиями. В сумерках здесь токовал самый обычный лесной дупель. Встали утром, сплошной туман, но дождя ночью не было, хотя все отсырело. Издалека доносятся звуки, подобные запуску стартера трактора, видимо, трель желны, и слышал свист семьи снегирей. Поет лесной конек, вечером была глухая кукушка, еще видел слетка типа ворона, питающегося. Плевроспермум уралензе, таликтрум минус, виция типа кракки, галиум мультифидум. Комаров практически нет, кстати их не было и в Сонском. И мошки здесь нет, влажное таежное место, никто не кусается. Летает коршун. Отцветший пион, аквилегия сибирика цветет, хотя и не очень обильно, иван чай, зацветает аконитум"

К сказанному остается лишь добавить, что дорога от Усть Бюра - широкая лесовозная, без никакого покрытия. На ночлег встали почти в темноте и ожидали несостоявшегося, впрочем, дождя. С вечера места мне не понравились - слишком глухо, тайга, нет никакого обзора. Но наутро было солнечно, собрались, и решили проехать еще несколько вперед. Местные, впрочем, сказали, что до истоков Томи мы не доберемся - там дорога проходит через болото.Место ночевки в тайге за Абаканским хребтом на реке Теренсуг. Вернее, говорили они что мы не доберемся даже до Канзаса. Почему-то я и не сомневался, что по этой дороге мы до Канзаса точно не доберемся. А доехали мы до мест, где тайга более-менее разрядилась, разошлась в стороны, появились скалы, и справа от дороги мы увидели грот в скале, спОлзали по осыпи до него, у входа в грот явственный запах сероводорода. Сфотографировались, сфотографировали окрестности. Решили возвращаться по дороге назад, чтобы выехать из тайги и продолжить путь на юг Хакассии. Для этого нам пришлось повернуть на восток и двигаться по направлению к столице республики, Абакану. Мы ехали по обширным равнинам, местами с болотцами у дороги, населенными чибисами, журавлями-красавками, лунями - характерными для таких мест видами птиц. Местами вдоль дороги возникали чаатасы - ограды из вертикально установленных, не обработанных каменных стелл. Не доезжая до Абакана, свернули на примыкающую справа трассу Абакан-Абаза и двинулись в направлении Абазы. Встали на ночлег в районе Таштыпа. Здесь - всхолмленная равнина, типичный ландшафт Хакассии. Наутро продолжили путь в самые интересные места этой страны - Западные Саяны. Уже перед Абазой дорога вошла в горы, и через красивый перевал мы попали в долину Абакана. Друг друга сменяли различные породы хвойных - ели, сосны, кедр. В город заезжать не стали. Переехав реку, двинулись по правому берегу Абакана. Это было 6 июля и река оказалась на максимуме и представляла собой весьма внушительное зрелище даже здесь, в низовьях.

Вид из грота. Долина реки Теренсуг. Дальше снова даю слово Олегу: "Потом переехали на реку Джубаш, проехали немножко вдоль ее правого берега и там в одном месте на грязи возле воды сидела очень плотная компания эдипусов и субсолянусов с некоторой примесью также и семиаргусов и в меньшей степени - эротидесов. Я ее сфотографировал, накрыл и оказалось что там большая выборка субсолянусов которую я заморил прямо так, потом замаривал в банку. Через некоторое время скопление собралось снова. Да, еще на той речушке попадались самцы латонигены и почему-то две свежие фебы, хотя до сих пор они были всегда полетанные. Кроме того, в грязи сидело довольно много ликаонов и эдипусов, такое впечатление, что сегодня вывелись. Не стали задерживаться, поехали в сторону Саянского перевала. Поднялись на перевал в долину реки Карасиба, надо сказать, что лес и на подъёме и на спуске в основном сосново-березовый. Я не встречал в Хакасии пока что ленточника тополевого, махаона видел только возле Копьёво. На Саяне снега нигде не видно. В долине Карасиба фактически одни сосны, лиственницы крайне редки, у воды попадаются ели, березы есть, кедров вообще не видно. Мост через Ону. Горы покрыты сосновым лесом с примесью ёлок, пойма почти не выражена, Она на максимуме, довольно мутная." От себя добавлю, что места очень красивые, дорога петляет, как на чуйском тракте, ежеминутно преходит с одного берега реки Она на другой. Река большая и вся распухшая от половодья. Течение быстрое, и другого слова, как могучая, к реке не подберешь. Река Она Размерами не намного, а то и едва ли, уступает Катуни. Встали на обед на берегу возле очередного моста, прогулялись на тот берег пешком, я с моста видел белку на камнях возле воды - она темнее наших, почти черная. Едем дальше, и Олег записывает на диктофон : "сразу после перехода ЛЭП на левый берег постоянно скальные выходы похоже известковые, очень много сосны, так же ель, внизу береза, вдоль реки ива. Проехали много выше моста, попадаются кедры, а вдоль дороги растет ольха небольшими деревцами строго, даже не знал что это такое, думал - неужели душекия так выглядит?, и кусты багульника, в смысле рододендрона даурского. Пресловутую скалу с открытого поворота дороги. В ту сторону 248, 168 (километровые отметки с достопримечательностями). По Большому Ону пошла совсем сплошная еловая тайга, елки очень острые. Плоские скалы – 137(километровый столб). стали попадаться курумы, такие нормальные, с лишайником. В начале подъема на перевал пошло много худых очень кедров, а на замшелых курумах под ними растет бадан. Кедры на камнях сразу за мостиком."

Остановились и сходили к текущему слева Большому Ону. Типичная горная река, довольно большая, но не идет в сравнение с огромной Оной. Под ногами пружинит толстая подушка мха и лишайников. Заметно похолодало с высотой, но мы не оставляем намерения доехать до перевала, несмотря на приближающиеся сумерки, и ночевать на нем. В сравнении с Алтаем бросаются в глаза очень широкие долины, с довольно плавными очертаниями гор и большими перепадами высот. Внизу видны горные озера, а то здесь, то там, лежат пятна снежников. Наконец забираемся наверх. С перевала просматривается назад территория Хакассии, а вперед, еще дальше - горные цепи Тувы. Всюду выходы плоских сланцев, которые колятся на очень тонкие ровные пластины, размером с граммофонную пластинку. Много цветов, рядом лежит снег. Устраиваемся на ночевку. А вот впечатления Олега, записанные утром на перевале: "Приехали уже на закате, интенсивно летают всякие насекомые, больше всего черные пяденицы, пальцекрылок не видел, долгоножки, комары единичные. Очень тепло, практически нет ветра. Облака - альтакумулюс веспералис и на юго-западе большое грозовое с белой наковальней, оттуда несколько раз было видно молнию, но в темноте все рассосалось. Каждый из нас на небольшом гребешке уходящего перевала увидился с птичкой, которая прикидывалась мёртвой, затрудняюсь сказать, может быть какое-то куриное, а может и кулик. В районе снежника довольно красиво пела какая-то певчая птица, пролетали вороны (ударение не проставлено). На следующий день коршун над нами пролетал, на этом вроде всё. Встал в момент выхода солнца из-за гор, дали рериховские, тумана нет абсолютно и в пейзаже чего-то не хватает, потом спал до девяти, вышел." Наутро разбились на две группы - одна наметила себе ближайшую вершину (с прибалтийским названием "Сабалкиас") слева от дороги, т.е. к востоку, другая - справа, к западу. Я оказался в первой группе, по карте наша вершина - 2500м над уровнем моря. День выдался прекрасный - кучевые облачка по всему небу отбрасывают четкие тени на склоны, как бы подчеркивая объем и чистоту воздуха. Сначала идем по высокогорным лугам и тундре, кое-где очень сыро, затем попадаем на гребень и идем по нему, по крупным камням, между которыми еще кое-где есть цветковые растения, но вскоре вокруг только камни и пятна лишайников на них. Доходим до вершины и нам открывается отличный обзор во все стороны света, снега здесь нет, хотя по склонам то здесь то там видны небольшие снежнички. Посидев минут десять в тишине и покое, поворачиваем назад, к машине и к лагерю. Спускаемся вниз и встает проблема воды для приготовления обеда. Приходится идти по дороге назад метров 500 - там вчера из окна я заметил ключ, бьющий из склона, набираю чистой ледяной воды и возвращаюсь в лагерь. Второй раз ночевать здесь уже не собираемся, и поворачиваем на север, домой, на обратный путь, через город Абакан. Пожалуй, более всего поражает перевал тем, что на равнинах мы видели середину лета, а здесь попали в самую весну - огромное множество цветов - оранжевые огоньки, ярко-синие горечавки (ни у какого другого цветка не видел я такой насыщенности синего цвета), розовые соцветия бадана, и много, много других цветов и оттенков собраны вместе, и присутствуют одновременно букально на каждом квадратном метре земли вблизи от нерастаявшего еще снега.Долина Абакана немного ниже Абазы.