НАШ САМОСТРОЙ.

ПОСТРОЙКА "ДЕЛЬФИНА".

Итак, на этих страницах будет описан наш опыт строительства яхты. Сразу хочу предупредить читателей - при наведении курсора на фотографии должно появляться описание этой фотографии (для тех, кто в курсе - тег ALT). Если этого не происходит - поменяйте браузер.

В конце лета 2009 года мы решили, что будем строить яхту. Около месяца отнял у нас выбор проекта. В наличии имелись книга первого издания «15 проектов» и выложенные в Интернете более поздние ее издания, а также архивы «КиЯ» из Интернета. Сразу решено было, что строить будем водоизмещающий катер со стационарным двигателем. Отсутствие подходящего помещения заставило забыть о найденном в Интернет проекте «Сивуча» и ограничится чем-то поменьше. Были рассмотрены все варианты, рассчитанные на постройку из дерева, т.к. по работе с деревом имелся опыт и кое-какой инструмент. Дощаник был отринут, как маленький, рассмотрены и отвергнуты возможности построить моторные варианты яхты Нерпа и швертботов «Креветка» и «Креветка-2», главным образом из-за малых размеров и недостаточной, как нам показалось, обитаемости. В итоге был найден древний, как Ноев ковчег и столь же бесплатный проект мото-парусной яхты «Дельфин». СТАТЬЯ КиЯ ЕСТЬ ТУТ Размеры «Дельфина» оказывались предельными, если не сказать, запредельными для имеющегося помещения – подвала частного дома. Оставался вопрос о возможности извлечения построенного корпуса из подвала – это было возможно сделать либо путем значительной работы по откапыванию выхода и укреплению стены дома, либо (от этой возможности отказались) – путем сборки корпуса без клея (едва ли эту идею сейчас можно представить жизнеспособной), последующей разборки и сборки на улице. На строительство корпуса предполагалось потратить осеннее-зимне-весенний сезон 2009-2010 годов. Подвал шириной около 3,5 метров, длиной около 6 м (с небольшим дополнительным узким карманом), как оказалось при вырисовывании схем на миллиметровой бумаге был способен вместить по диагонали корпус судна внешними размерениями 6,5 м на 2,4 м. Низкие потолки (во многих местах из-за лаг пола в доме высота не превышает 185см) ограничивали и возможность постройки корпуса с надстройками и блокировали возможность переворота корпуса шириной 2,4 м. Решено было все же строить корпус в положении вверх килем и после извлечения из подвала достраивать его на улице. Из инструментов изначально имелись – рейсмус JET, на который возлагались большие надежды, пара электролобзиков, пара рубанков – один мощный тяжелый с ножами на 110, второй легонький удобный, но дышащий на ладан SKIL, три электродрели разной степени изношенности и мощности, изрядно потрепанная ленточная шлифмашинка и фрезер. Для начала работы были отобраны и куплены семь шестиметровых сосновых досок, заявленных как пятидесятки (по факту пять из семи едва тянули на сорокапятки) шириной 18-20см. Отбирались они из соображений минимума количества сучков, но далеко не все в реальности оказались безсучковыми. Работа началась в конце октября 2009 года.

23-24 октября увеличили и распечатали на куче листиков А4 чертеж форштевня Дельфина. Мы склеили их в единую полосу, вырезали по контуру контур форштевня и перевели его на фанерный лист. Это позволило нам сделать 24 октября из досок болван для выклейки штевня.

Распаривание доски в кипятке в канализационной трубе с ТЭНом25 октября наработали доски для форштевня в избытке. На неделе парили и гнули доски для форштевня, одна лопнула, при толщине более 20 мм, остальные согнулись. Первая попытка склейки провалилась по причине не застывания эпоксидной смолы.

31 октября пришлось спасать доски форштевня от эпоксидки. Часть гнутых досок нам удалось очистить рейсмусом, часть - ножом. Одну палку согнули, распарив, но она не выдержала и лопнула из-за сучка. Была сделана циркулярная пила из болгарки и 305 мм диска и двух железяк от высоковольтного трансформатора. На столешницу пошел обрезок 14мм фанеры. Была также предусмотрена 50мм палка-направляющая для досок.

1 ноября были склеены первые четыре доски форштевня.

4 ноября. День ушел на напиливание трех досок для киля толщиной 13,3 мм длиной более 6 метров и шириной 17 см. Также выпилили доску 2 см толщиной и оставили ее на чердаке для стрингеров. Кондуктор для форштевня.

7 ноября 2009 года - знаменательный день. Окончательно склеен форштевень и приклеены друг к другу две из трех досок киля. Дуга отделенного от кондуктора склеенного форштевня не совпала с чертежом на последних сантиметрах 80-ти в носу, и отстала от чертежа там на максимуме сантиметра на полтора. И это не смотря на то, что мы добавляли к кондуктору, совпадавшему до того с теоретическим чертежом в центре 4 слоя 3мм фанеры, постепенно к краям эти слои уменьшая, чем достигли казалось бы приличного избытка кривизны. Так и парили доски, так их и клеили. Сегодня нам предстояло наклеить на нее еще два слоя и довести ее толщину до 86 мм, вместо первоначально планировавшихся 90. Приготовили 140 г ЭД-20 с ДБФом, добавили ПЭПА, подогрели у печки смолу, перемешивая ее и приступили к склейке. Сразу выяснилось, что доски, намазанные клеем на этот раз почему-то не желают лежать ровно и норовят сплыть. Пришлось зафиксировать их в центре одним небольшим гвоздиком. На склейку ушла вся наличная резина, семь красных струбцин и большая самодельная струбцина из полосы. Щели оставались долго, и пришлось-таки потрудиться, устраняя их, но все же справились. Только через час после окончания обматывания форштевень был поставлен к печи. К вечеру, часам к восьми смола стала как стекло. Тем временем, использовав все (как я думал) наши резервы струбцин мы притянули друг к другу две доски киля (по 13,3 мм толщиной), лежавшие на кондукторе и прижатые к нему в самых важных точках многими десятками килограммов груза. Предварительно в двух местах – на 11м шпангоуте и в районе носа доски пришлось ранее пропаривать, и избыток кривизны вводить так же пришлось – при пропарке плюс 3,5 см на первый шпангоут и 2 сантиметра на 11-й, при склейке уменьшили эти величины соответственно до 2 см и 6мм. Струбцины, как показалось, все подтянули, кроме района самых низких шпангоутов, где дотянуть решили, положив груз. Приготовили 140 г ЭД-20 с ДБФом, прогрели, и намазывали их втроем. Итог – не хватило и пришлось срочно готовить еще 40 мл ЭД-20 с ДБФом. Но все же намазали и принялись класть грузы и тянуть струбцины. Если с грузами в смысле прилегания к кондуктору все получилось благополучно, то со струбцинами оказалось, что везде имеются щели между парами струбцин. Щель же под грузом между досками киля оказалась совершенно катастрофической и неустранимой. Впереди замаячила перспектива непроклея. В наших рядах началась паника. Предлагалось даже расклеить пока не поздно, а потом затвердевшую эпоксидку удалить шлифмашинкой. Но были и мнения против – работа была проделана большая, а потребовалась бы куда как бОльшая. Родилась мысль об использовании резины и в центре киля, где из-за близкого стапеля нельзя было подступиться струбцинам на промежутке почти метр мы стали устранять щель резиной. Грузы никакие не спасали, даже более чем в центнер трансформаторный сердечник не давал видимого эффекта. Чтобы резина не сломала доски, сверху положили 18мм фанеру, где не хватило – 50 мм доску, обе шириной с заготовку. Выяснилось, что стапель с одной стороны имеет вылет больше, чем с другой и резина начала сдавливать только одну сторону, размотали и лобзиком срезали часть стапеля повдоль участка со щелью. Вскоре резина сдавила киль и мы смогли отвлечься на оставшиеся мелкие неприлегания досок друг к другу. Надо сказать, резину резать пришлось «в прямом эфире» т.к. все запасы занял форштевень. Тут была сгенерирована еще одну идея – в местах, где лежат грузы, часто все равно остаются щели, значит грузам нужно помочь снизу клиньями, вскоре пришли к выводу, что также могут помочь не только клинья, но и рычаги из палок. Затем еще раз прошлись по закромам родины и собрали все оставшиеся струбцины и все, что было на них похоже, включая два газовых ключа. Вобщем везде со щелями справились до того, как клей стал. Это был знатный аврал. Два слоя киля склеены вместе.

СЛЕДУЮЩАЯ

ЕЩЁ ФОТО

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz